МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ
Том XLVI, С. 475-479
опубликовано: 26 ноября 2021г.

МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

[Румын. Mitropolia Moldovei şi Bucovinei] (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ).

География

Кафедральный собор во имя прп. Параскевы в Яссах. 1887 г. Архит. А. ОрэскуКафедральный собор во имя прп. Параскевы в Яссах. 1887 г. Архит. А. ОрэскуПосле самопровозглашения 3 дек. 1864 г. автокефалии РумПЦ (признана К-польской Патриархией 25 апр. 1885 г.) Молдавская митрополия, как и др. церковные образования Румынии, перешла из юрисдикции К-польского Патриархата в юрисдикцию новой национальной Церкви. Первые неск. десятилетий она занимала те же территории, к-рые принадлежали Молдавской митрополии К-польского Патриархата. С провозглашением Патриаршества в РумПЦ в 1925 г. административно-территориальное деление Церкви было пересмотрено. В юрисдикции Молдавской митрополии оказались Ясская архиепископия и Романская, Хушская и Нижнедунайская (Галацкая) епископии, что соответствовало историческим территориям Молдавского княжества между Карпатами и Прутом. На юге эти земли были ограничены Дунаем, на севере - Буковинской митрополией (на пространстве Сев. Буковины). Согласно новому уставу РумПЦ (13 февр. 1949), Молдавская митрополия стала именоваться митрополией Молдовы и Сучавы и включила Ясскую архиепископию и Романскую и Хушскую епископии; территории Нижнедунайской епископии вошли в состав Томисской и Нижнедунайской архиепископии в юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии РумПЦ. 1 июля 1990 г. митрополия Молдовы и Сучавы была переименована в М. и Б. м. (в тех же территориториальных пределах), в нее входят Ясская, Сучавская и Рэдэуцкая архиепископии и Романская, Бакэуская и Хушская епископии.

История

Собор Успения Пресв. Богородицы в Куртя-де-Арджеш. XVI в., 1875–1885 гг.Собор Успения Пресв. Богородицы в Куртя-де-Арджеш. XVI в., 1875–1885 гг.В нач. 60-х гг. XIX в. правительство предприняло ряд мер по секуляризации церковного имущества (подробнее см. в ст. Молдавская митрополия К-польского Патриархата). В рамках государственной и церковной реформ была провозглашена автокефалия РумПЦ. По инициативе Порты в апр.-мае 1864 г. была созвана конференция 7 европ. держав, на к-рой в т. ч. обсуждался вопрос о румын. преклоненных (т. е. принадлежащих зарубежным церковным центрам) мон-рях. Правительство Румынии выводило их из собственности обителей на Св. земле и на Синае (по статистике на 1855 г., преклоненные мон-ри Молдавской митрополии владели 215 имениями, 101 из которых принадлежали храму Гроба Господня, 87 - мон-рям Афона, 12 - мон-рям Синая, 5 - К-польской Патриархии, 3 - Александрийской Патриархии, 2 - Антиохийской Патриархии, 5 - др. греч. мон-рям) и проводило секуляризацию церковного имущества (Păcurariu. 1997. Vol. 3. P. 117). Для контрибуции греч. стороне и св. местам, терявшим свои владения в Румынии, было решено создать специальную кассу для уплаты долга за мон-ри, а также комиссию, которая определила бы список имущества мон-рей со всеми доходами и долгами. Сумма компенсации была определена в 102 млн, затем увеличилась до 150 млн, однако греч. монахи не соглашались, требуя 200 млн. К этому времени их перестали поддерживать представители Великобритании, России и Порты, и тогда румын. правительство не заплатило ничего, считая вопрос закрытым. В результате секуляризации монастырских владений в собственности гос-ва оказалось ок. 1/4 территории Румынии (22% - на территории Молдавской митрополии). Согласно Аграрному закону от 26 авг. 1864 г., к-рый наделил землей крестьян, церкви также получали наделы; в Молдавской митрополии - в размере 8 фалчий (ок. 12 га). Согласно Закону о коммунах (31 марта 1864), каждая коммуна (село) должна была самостоятельно заботится о «культе» (т. е. о церкви или церквах) и содержать клир. В реальности закон не соблюдался и материальное положение сельского клира оставалось тяжелым. В лучшем положении оказались церкви, принадлежавшие монастырям. После того как они вошли в гос. собственность, их стали называть государственными церквами, и для них были предусмотрены выплаты из бюджета на зарплату священникам и на содержание зданий церквей. В 1867 г. в Молдавской митрополии таких церквей было 185 с клиром из 238 священников.

30 нояб. 1864 г. был издан Органический декрет о регламентации монашеской схимы, согласно которому принять постриг могли только прошедшие «высшие монашеские учения» и имевшие призвание к этому; именно из них впоследствии нужно было рукополагать архиереев. В прочих же случаях дозволялось принять постриг мужчинам после 60 и женщинам после 50 лет (за исключением инвалидов и страдающих неизлечимыми болезнями). Постриг совершался на основе специального разрешения от Общего Синода и Мин-ва культов только в мон-рях и скитах, имевших статус в «Специальном регламенте». Мин-во культов брало на себя содержание монашествовавших, для чего в бюджете были предусмотрены соответствующие статьи. Закон имел отрицательные последствия для Церкви: мон-ри опустели и перестали играть прежнюю роль.

3 дек. 1864 г. был принят Декрет об установлении центрального синодального руководства, что стало первым шагом по фактическому объединению Молдавской и Унгро-Влахийской митрополий в единую Церковь. В состав Общего Синода должны были войти 2 митрополита, епископы епархиальные и викарные, деканы богословских фак-тов Бухарестского и Ясского ун-тов (на тот момент еще не существовавших), по 3 депутата на 3 заседания от каждой епархии, избранные из числа белого духовенства и мирян с богословским образованием. Председателем Синода стал митрополит Унгро-Влахийский, к-рый специальным указом от 11 янв. 1865 г. получил титул примаса Румынии. Общий Синод был созван 3 раза (1 дек. 1865 - 5 янв. 1866; 1 июля - 10 авг. 1867; заседание 1 июля 1869 г. было сорвано из-за недостаточного представительства, новая попытка созыва в 1871 г. закончилась так же неудачно), мн. представители Церкви и правосл. общественности считали его нелигитимным, 2-е и 3-е заседания проигнорировали оба митрополита.

Последним церковным законом, принятым господарем объединенных Молдавского и Унгро-Влахийского княжеств Александру Йоаном Кузой, стал Закон о назначении митрополита и епархиальных епископов в Румынии (20 янв. 1865 принят Депутатским собранием, 5 февр.- Сенатом, утвержден декретом господаря 11 мая 1865). Согласно ему, митрополиты и епархиальные архиереи РумПЦ выбирались из числа монашествующих РумПЦ (возраст митрополита - не менее 40 лет, епископа - не менее 35, претенденты должны были быть известны своим благочестием, образованием и способностями), назначались господарем после представления Мин-ва культов и обсуждения кандидатуры на Совете министров и были подсудны за духовные правонарушения Общему Синоду, за прочие - кассационному суду. Закон вызвал сопротивление различных политических сил. К-польский патриарх Софроний III, недовольный законом о секуляризации, созвал 15 апр. 1865 г. Синод К-польской Церкви, на к-ром были осуждены румын. законы о Синоде, монахах, мон-рях, избрании и подсудности архиереев; постановления Синода привез в Румынию архим. Евстафий (Клеовул) и передал их Кузе и священноначалию. За ним последовали еще неск. актов осуждения со стороны К-польского патриарха.

10 мая 1865 г. новым митрополитом Молдавским был поставлен еп. Каллиник (Миклеску). Смещение Кузы 23 февр. 1866 г., а также письма, написанные патриарху митрополитами Унгро-Влахийским Нифонтом и Молдавским Каллиником, несколько нормализовали ситуацию, однако К-польская Патриархия по-прежнему не желала возобновлять отношения с неканоничными епископами. В 1867 г. был составлен проект Органического закона для РумПЦ, представленный для консультации патриарху К-польскому Григорию VI (Фуртуниадису). В дек. 1872 г. этот проект стал законом, согласно к-рому устанавливалась выборность митрополитов и епархиальных епископов, образован Свящ. Синод РумПЦ. Архиереев избирала выборная коллегия, состоящая из действовавших на тот момент обоих митрополитов, епархиальных и викарных архиереев, депутатов и сенаторов. Председательствовал в коллегии митрополит-примас, в его отсутствие - Молдавский митрополит или старший из архиереев. В специальной статье архиереи, назначенные в 1865 г., в т. ч. и митрополит Молдавский, были признаны законными, что положило конец т. н. борьбе за каноничность. В состав Синода также вошли митрополиты Унгро-Влахийский и Молдавский, 6 епископов (по 3 от Унгро-Влахийской и Молдавской митрополий) и 8 викарных епископов.

Главным в деятельности митр. Каллиника (Миклеску) стало укрепление дисциплины среди белого духовенства и монашествующих, пошатнувшейся ввиду многочисленных преобразований в переходный период. Его попытки реанимировать богословский фак-т Ясского ун-та не дали желаемого результата. После смещения Кузы в 1866 г., во время т. н. господарского регентства, митр. Каллиник оказался вовлеченным в ясское антиунионистское движение, в связи с чем на 2 месяца был отстранен от кафедры. 31 мая 1875 г. его избрали митрополитом-примасом Румынии, а митрополитом Молдавским 10 июня был поставлен еп. Арджешский Иосиф (Наниеску) родом из Бессарабии. С его именем связано завершение строительства митрополичьего кафедрального собора в Яссах, начатое при митр. Вениамине (Костаки). Работы были возобновлены 15 апр. 1881 г., а 23 апр. 1887 г. состоялось освящение собора, в к-ром были устроены 3 придела: во имя прп. Параскевы Тырновской, в честь Сретения Господня и во имя вмч. Георгия. Также при митр. Иосифе были начаты работы по реставрации церквей мон-ря во имя Трех святителей и свт. Николая в Яссах (франц. архит. А. Леконт дю Нуи). В последние годы предстоятельства митр. Иосифа в архитектурном комплексе Молдавской митрополии были построены новые здания для канцелярии и служебного персонала митрополичьего собора. Выкупив дворец молдав. господаря Михаила Стурдзы в Яссах и построив при нем неск. зданий, митр. Иосиф перевел из мон-ря Сокола в новый комплекс Сокольскую (Вениаминову) семинарию. На средства митр. Иосифа под редакцией профессоров Вениаминовой семинарии К. Ербичану и Дж. Деметреску в 1883-1887 гг. в Яссах издавался «Богословский журнал». В 1885 г. была основана Румынская православная ассоциация под председательством Молдавского митрополита. По просьбе церковного композитора и регента кафедрального собора Г. Музыческу (1847-1903) митр. Иосиф впервые в истории РумПЦ разрешил женщинам участвовать за богослужением в клиросном хоровом пении. Широкая благотворительная деятельность митрополита сделала архиерея особенно популярным среди паствы. После смерти митр. Иосифа (26 янв. 1902) произошла его «народная канонизация». Во время похоронной процессии народ восклицал: «Святой Иосиф!» Так правосл. румыны называют митр. Иосифа и по сей день, он похоронен у юж. стены митрополичьего собора.

8 февр. 1902 г. митрополитом Молдавским стал еп. Нижнедунайский Парфений (Клинчени), получивший богословское образование в Афинах. При нем была перестроена резиденция митрополита, воздвигнутая митр. Иаковом II (Стамати) (1792-1803). Однако его фигура вызывала недовольство в митрополии, и 31 дек. 1908 г. он был смещен († 9 янв. 1910), 5 февр. 1909 г. митрополитом стал еп. Нижнедунайский Пимен (Джорджеску). До хиротонии он защитил степень доктора богословия в Черновицком ун-те (1885), затем преподавал апологетику и догматику на богословском фак-те Бухарестского ун-та. Историографы отмечают особые заслуги митр. Пимена во время первой мировой войны: многочисленные послания, в которых он поддерживал свою паству, посылки солдатам на фронт, активная деятельность в организации госпиталей для раненых при молдавских мон-рях. C 1925 г. стал издаваться епархиальный печатный орган - ж. «Mitropolia Moldovei» (Молдавская митрополия). Впосл., после переименования митрополии, журнал был также переименован в «Mitropolia Moldovei şi Sucevei» (Митрополия Молдовы и Сучавы), с 1990 г. он называется «Teologie şi viaţa» (Богословие и жизнь) и по-прежнему является основным периодическим изданием М. и Б. м.

После смерти митр. Пимена, 12 нояб. 1934 г. митрополитом Молдавским стал еп. Никодим (Мунтяну), выпускник КДА, принявший постриг в Нямецком мон-ре и хиротонисанный в викарного архиерея Молдавской митрополии. В 1912 г. он занял Хушскую кафедру, в 1917 г. был делегатом от Синода РумПЦ на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., на котором было восстановлено Патриаршество в Русской Церкви. С 20 июня 1918 г. по дек. 1919 г. занимал Кишинёвскую и Хотинскую кафедру РПЦ. 31 дек. 1923 г. удалился в Нямецкий мон-рь, стал его настоятелем и основал в мон-ре семинарию для монахов. Участвовал в переводе Библии на румын. язык: в издании Библии 1936 г. ему принадлежит перевод 24 книг ВЗ; в издании 1944 г.- перевод тех же книг и всего НЗ. Также митр. Никодим переводил сочинения русских церковных авторов, своих современников: архиеп. Владимирского Сергия (Спасского), священников Константина Стратилатова, Григория Петрова и др. Ему принадлежит авторство ряда сочинений духовного характера. 30 июня 1939 г. митр. Никодим был избран патриархом РумПЦ.

29 нояб. 1939 г. митрополитом Молдавским стал Ириней (Михэлческу), выпускник Богословского факультета Бухарестского ун-та, получивший докторскую степень по философии в Лейпцигском ун-те. С 1904 по 1939 г. он был профессором кафедры догматического богословия при Богословском факультете Бухарестского ун-та. Автор десятка богословских работ в области догматики, апологетики, истории религий, мн. переводов сочинений святоотеческой лит-ры, сотен статей, учебников для богословских фак-тов. Став митрополитом, он много сделал для журнала митрополии. В авг. 1947 г. удалился в женский монастырь Агапия, где скончался 5 апр. 1948 г. Предстоятельство митр. Юстиниана (Марины) было недолгим (избран 19 нояб., интронизирован 28 дек. 1947): 27 февр. 1948 г. он стал местоблюстителем Патриаршего престола, 24 мая избран 3-м патриархом РумПЦ (интронизирован 6 июня 1948).

Новый митрополит был избран спустя 2 года: 26 февр. 1950 г. им стал архиеп. Марамурешский Севастиан (Русан). В условиях коммунистического режима в Румынии он проявлял заботу о монашеских семинариях при мон-рях Нямецком, Агапия и Вэратек. Стремясь оградить мон-ри от вмешательства в их жизнь светских властей, он распространил практику создания при мон-рях ремесленных мастерских. С 1952 г. провел реставрацию ряда церквей митрополии, пострадавших во время второй мировой войны. В проповедях неоднократно говорил о влиянии представителей власти на жизнь Церкви, стремился оградить иереев и паству от политики, что сделало его неблагонадежным в глазах нового режима, установившего за ним надзор органов безопасности. Он скончался 15 сент. 1956 г. при загадочных обстоятельствах, что породило слухи о его отравлении.

10 янв. 1957 г. митрополитом Молдовы и Сучавы был избран митр. Трансильванский Иустин (Мойсеску). Он получил богословское образование на богословском фак-те Афинского ун-та, продолжил образование на фак-те римско-католич. богословия Страсбургского ун-та, в Афинах защитил докт. дис. «Евагрий Понтийский: Жизнь, произведения и учение», премированную Афинской АН в 1937 г. Вернувшись на родину, преподавал на богословских фак-тах Черновицкого и Бухарестского ун-тов, автор мн. богословских трудов. Во время его предстоятельства в митрополии Молдовы и Сучавы в митрополичьем комплексе в Яссах были возведены новые сооружения, в которых разместились епархиальный центр, протопопиат (центр благочиний митрополии), общежитие для священников. Кафедральный собор и резиденция митрополита были заново отреставрированы, также были проведены реставрационные работы в важнейших церквах, в исторических памятниках Ясской архиепископии. Построены новые здания для всех протопопиатов, а также для богословской семинарии при Нямецком мон-ре. При всех мон-рях Молдовы были заложены основы музейных учреждений. Митр. Иустин лично руководил изданием ж. «Митрополия Молдовы и Сучавы». В изд-ве митрополии вышли в свет «Историко-церковные памятники митрополии Молдовы и Сучавы» (1974), «Псалтирь в стихах» (автор - митр. Молдавский свт. Досифей; 1975), монографии по истории митрополичьего кафедрального собора, кафоликона ясского мон-ря во имя Трех святителей, мон-ря Четэцуя и др. 12 июня 1977 г. митр. Иустин был избран патриархом РумПЦ.

Феофан (Саву), митр. Молдавский и Буковинский. Фотография. Нач. XXI в.Феофан (Саву), митр. Молдавский и Буковинский. Фотография. Нач. XXI в.25 сент. 1977 г. митрополитом Молдавским и Сучавским стал архиеп. Крайовский и митр. Олтенийский Феоктист (Арэпашу). Как и его предшественник, он предпринял многочисленные реставрационные работы в мон-рях Путна, Бистрица, Слатина, Рышка, Горовей, Ворона, а также в старом митрополичьем соборе во имя вмч. Георгия в Яссах. При нем также велась активная издательская деятельность. 31 июля 1986 г. он стал местоблюстителем Патриаршего престола, 9 нояб. избран патриархом РумПЦ. Ввиду того что гражданские власти не утвердили избрание нового митрополита Молдавского и Сучавского, с нояб. 1986 г. по июнь 1990 г. патриарх Феоктист также окормлял и митрополию.

7 июня 1990 г. митрополитом Молдавским и Буковинским был избран викарный епископ Тимишоарской архиепископии Даниил (Чоботя). Много внимания он уделял развитию образования, книгоизданию, благотворительности и т. д., что привело к возрождению Православия в регионе после падения коммунистического режима. 12 сент. 2007 г. он был избран патриархом РумПЦ. С 5 марта 2008 г. митрополитом Молдовы и Буковины стал архиеп. Крайовский и митр. Олтенийский Феофан (Саву). Интронизация состоялась 8 июня. Выпускник богословского ин-та Бухарестского ун-та (1984), он защитил диссертацию на звание доктора богословия в Православном богословском институте преподобного Сергия Радонежского в Париже (1990) «Богочеловечество Христа и обожение человека в произведениях свт. Максима Исповедника». Митр. Феофан продолжил начинания своего предшественника. В 2016 г. были завершены реставрационные работы в митрополичьем комплексе в Яссах, к-рый открыт для посещения вместе с вновь основанным Музеем митрополии, ставшим местом хранения и экспозиции памятников церковного искусства, а также, благодаря его современному оснащению, здесь проводятся конференции, симпозиумы и т. д.

Святыни

Одна из наиболее почитаемых святынь М. и Б. м.- чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» из Нямецкого мон-ря. Она была изучена К. Костей в кон. 80-х гг. XX в. и после снятия оклада ее датировали XIV в., атрибутировали как памятник визант. живописи высокого палеологовского стиля (Costea. 1989. P. 381-392). Как чудотворная икона известна со средневековья. В XVII в. в книге архим. Иоанникия (Галятовского) «Новое небо» описаны 2 чуда, во время которых икона приподнималась в воздух: в 1491 г. на Вознесение Господне, и в 1655 г. на Пасху (Luca (Diaconu). 2010. P. 238-242).

Икона Божией Матери «Одигитрия» из Нямецкого мон-ря. XIV в.Икона Божией Матери «Одигитрия» из Нямецкого мон-ря. XIV в.Другой почитаемой святыней митрополии являются мощи св. Иоанна Нового, покровителя Молдавского княжества, которые покоятся в раке 1589 г. в бывш. митрополичьей ц. во имя вмч. Георгия в Сучаве. В 1641 г. в молдавскую митрополию в знак благодарности за уплату молдав. господарем Василе Лупу долгов К-польской Патриархии патриарх К-польский Парфений I передал в дар митрополии мощи прп. Параскевы (Петки) Тырновской, ставшей одной из наиболее почитаемых святых. Изначально они были положены в церкви мон-ря Трех святителей в Яссах, в 1889 г. перенесены в новый митрополичий собор. Ежегодно в день памяти святой (14 окт.) в Яссы совершается массовое паломничество со всей Румынии и из других правосл. стран. Праздник длится неделю.

Митрополиты

Молдавские: Каллиник (Миклеску) (1865-1875; в 1875-1886 - митрополит-примас РумПЦ), Иосиф (Наниеску) 1875-1902), Парфений (Клинчени) (1902-1908), Пимен (Джорджеску) (1909-1934), Никодим (Мунтяну) (1934-1939; в 1939-1948 - патриарх Румынский), Ириней (Михэлческу) (1939-1947), Юстиниан (Марина) (1947-1948; в 1948-1947 - патриарх Румынский). Молдавские и Сучавские: Севастиан (Русан) (1950-1956), Иустин (Мойсеску) (1957-1977; в 1977-1986 - патриарх Румынский), Феоктист (Арэпашу) (1977-1986, временно управляющий: 1986-1990; в 1986-2007 - патриарх Румынский); Молдавские и Буковинские: Даниил (Чоботя) (1990-2007; с 2007 - патриарх Румынский), Феофан (Саву) (с 2008).

Ист.: Erbiceanu C. Istoria mitropoliei Moldovei şi a Sucevei şi a catedralei mitropolitane din Jaşi. Bucur., 1888; Dobrescu N. Istoria Bisericii din România, 1850-1895. Bucur., 1905; Iorga N. Istoria bisericii româneşti şi a vieţii religioase a românilor. Bucur., 19302. Vol. 2; T. S. (Simedrea T.) Mitropolitul Pimen al Moldovei şi Sucevei // BOR. Bucur., 1934. An. 52. N 11/12. P. 754-755; Vasilescu E. Bibliografia P. S. arhiereu Irineu Mihălcescu Craioveanu // Studii Teologice. Bucur., 1939. An. 7. P. 245-325; Vasilache V. Iosif (Naniescu) strălucit mitropolit al Moldovei. Neamţ, 1940; Dudu V. Mitropolitul Iosif al II-lea Naniescu şi Academia Romana. Iaşi, 1941; Cocora G. Documente pentru biografia mitropolotului Iosif (Naniescu) // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. Bucur., 1960. An. 36. N 1/2. P. 92-99; Monumente istorice-bisericeşti din mitropolia Moldovei şi Sucevei. Iaşi, 1974; Buzescu C. Profesorul de teologie şi mitropolitul Ioan Irineu (Mihălcescu). O sută de ani de la naşterea sa // BOR. 1975. An. 93. N 1/2. P. 118-129; Porcescu Sc., preot. Catedrala mitropolitană din Iaşi. Iaşi, 1977; idem. Coordonate ale arhipăstoriei Prea Fericitului Patriarh Iustin în scaunul mitropoliei Moldovei şi Sucevei // BOR. 1980. An. 98. N 3/4. P. 384-403; Angelescu C. C. Contribuţii la biografia patriarhului Nicodim // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. 1979. An. 55. N 1/2. P. 168-171; Teoctist (Arăpaşu), patr. Mitropolitul Pimen (Georgescu) sprijinitor al luptei pentru întregirea şi unitatea neamului // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. 1983. An. 59. N 10/12. P. 512-522; Radu S., preot. Mitropolitul Sebastian (Rusan) // Telegraful Român. Sibiu, 1986. An. 134. N 35/36. P. 2; Costea C. Un exemplar de artă paleologă în România //Anuarul Institutului de istorie şi arheologie. Iaşi, 1989. An. 26. N 1. P. 381-392; Păcurariu M., preot. Dicţionarul teologilor români. Bucur., 1996; idem. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 1997. Vol. 3; Vicovan I.. preot. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Iaşi, 2002. Vol. 2; Timotei (Aioanei), arhim. «Biserica lui Dumnezeu» cea nouă din Moldova: Scurt istoric al mitropoliei Moldovei // Cu timp şi fără timp: Arhiepiscopia Iaşilor in date şi imagini, 1990-2005. Iaşi, 2005. P. 48-58; Luca (Diaconu), arhim. Icoana bizantina a Maicii Domnului de la manastirea Neamţ. Iaşi, 2010; Marcu (Petcu), ierom., Pintilie A. etc. Pagini din istoria monahismului ortodox în revistele teologice din România. Bucur.; Putna, 2011. Vol. 1: Personalităţi; Vol. 2: Aşezăminte monahale; Vol. 3: Cultură, artă, documente; [Электр. ресурс]: mmb.ro (офиц. сайт Молдовы и Буковины митрополии РумПЦ).
Э. Драгнев
Рубрики
Ключевые слова
См.также